http://ruh666.livejournal.com/62869.html
взято отсюда http://right-dexter.com/index.ph p/analytika/rossiya/o-vrede-moralnogo-ab solyutizma/
взято отсюда http://right-dexter.com/index.ph
Три месяца назад в тексте "О нас" я коснулся негативного влияния монотеистических религий. Соображения по поводу возникновения абсолютных монархий особых возражений не вызвали, а вот тезис о вреде абсолютизации добра и зла (морального абсолютизма) вызвал некоторые споры, поэтому я счёл нужным написать на эту тему более подробно.
Для начала рассмотрим отношение не отягощённых монотеистическим мировосприятием людей к окружающим их явлениям. Оно является сугубо субъективным и зависит от оценки оказываемого им влияния на индивида. При этом даже один и тот же человек может оценивать одно и то же явление по-разному в разные моменты времени. Оценки можно разделить на четыре категории: однозначно положительная, однозначно отрицательная, безразличная и разнонаправленная. Абсолютное большинство окружающих человека явлений относятся к последним двум. Таким образом, жизнь рационального индивида сводится к тому, чтобы избегать явлений, оцениваемых им, как однозначно отрицательные, почаще встречаться с абсолютно положительными, а в случае разнонаправленных выбирать те, где плюсы превышают минусы. Безразличные он попросту игнорирует.
Монотеистические же религии вносят в эту картинку серьёзный элемент иррациональности. Они подразумевают некую дуальность мировосприятия, порождаемую наличием бога, как источника абсолютного добра, и его противоположности - дьявола, источника абсолютного зла (в разных религиях могут называться по-разному, но смысл тот же). То есть картинка делается почти абсолютно чёрно-белой, что примитивизирует мышление. При этом отнесение того или иного явления к категории добра или зла абсолютно не обусловлено его свойствами, воздействием на человека и тд. Просто назвали в своё время некоторые вещи грехами и всё. Государственная власть, в зависимости от своей надобности, может этот список грехов несколько видоизменять. Суть остаётся одна - возможность бездоказательно и на своё усмотрение объявить любое явление абсолютным добром, и, соответственно, его всячески насаждать, или злом, с тем, чтобы с ним бороться. Ниже постараюсь описать негативные последствия морального абсолютизма. Читать далее...
Комментариев нет:
Отправить комментарий