https://ruh666.livejournal.com/1404753.html
Праксиология — это методология, характерная для Австрийской школы. Этот термин к австрийскому методу впервые применил Людвиг фон Мизес, который был не только главным архитектором и разработчиком этой методологии, но и экономистом, который наиболее полно и успешно применил ее для построения экономической теории. Хотя праксиологический метод, мягко говоря, не в моде в современной экономике, а также в социальных науках и философии науки, он был основным методом ранней Австрийской школы, а также значительной части старой классической школы, в частности Ж.Б. Сэя и Нассау У. Сениора.
Праксиология основывается на фундаментальной аксиоме, что отдельные человеческие существа действуют, то есть на очевидном факте, что индивиды совершают осознанные действия по достижению выбранных целей. Это понятие действия контрастирует с чисто рефлекторным, или инстинктивным, поведением, которое не направлено на цели. Праксиологический метод развивает логические следствия этого очевидного факта путем вербальной дедукции. Короче говоря, праксиологическая экономика представляет собой структуру логических следствий того факта, что индивиды действуют. Эта структура построена на фундаментальной аксиоме действия и имеет несколько вспомогательных аксиом, таких как то, что индивиды различаются и что люди рассматривают досуг как ценное благо. Любого скептика, сомневающегося в возможности выведения целой системы экономики из такой простой основы, я отсылаю к книге Мизеса “Человеческая деятельность”. Более того, поскольку праксиология начинается с истинной аксиомы A, все утверждения, которые можно вывести из этой аксиомы, также должны быть истинными. Ибо если A влечет за собой B, и A истинно, то B также должно быть истинно.
Рассмотрим некоторые непосредственные следствия аксиомы действия. Действие предполагает, что поведение индивида направлено на достижение целей. Более того, факт его действия означает, что он сознательно выбрал определенные средства для достижения своих целей. Поскольку он хочет достичь этих целей, они должны быть для него ценными; соответственно, у него должны быть ценности, которые управляют его выбором. То, что он использует средства, подразумевает, что он считает, что у него есть технологические знания о том, что определенные средства помогут достичь желаемых результатов. Заметим, что праксиология не предполагает, что выбор ценностей или целей человека является мудрым или правильным или что он выбрал технологически правильный метод для их достижения. Все, что утверждает праксиология, это то, что индивидуальный актор принимает цели и считает, — ошибочно или правильно, — что он может достичь их с помощью определенных средств.
Все действия в реальном мире, кроме того, должны происходить во времени; все действия происходят в настоящем и направлены на достижение цели в будущем (немедленном или отдаленном). Если бы все желания человека могли быть мгновенно реализованы, у него не было бы причин действовать вообще. Более того, факт того, что человек действует, подразумевает, что он верит, что действие приведет к изменению ситуации; другими словами, что он предпочтет состояние дел, вызванное действием, тому, что будет в случае бездействия. Таким образом, действие подразумевает, что человек не обладает всеведением относительно будущего; потому что если бы он обладал таким знанием, его действия не имели бы значения. Следовательно, действие предполагает, что мы живем в мире с неопределенным, или не полностью определенным, будущим. Соответственно, мы можем дополнить наш анализ действия, сказав, что человек выбирает использовать средства по технологическому плану в настоящем, потому что он ожидает достичь своих целей в будущем.
Тот факт, что люди действуют, обязательно подразумевает, что используемые средства являются редкими по отношению к желаемым целям; если бы все средства не были редкими, а избыточными, цели уже были бы достигнуты, и не было бы необходимости в действиях. Иными словами, ресурсы, которые являются избыточными, больше не функционируют как средства, потому что они больше не являются объектами действия. Поэтому, хотя воздух необходим для жизни и, следовательно, для достижения целей; однако, поскольку воздух является избыточным, он не является объектом действия и, следовательно, не может рассматриваться как средство, а скорее как то, что Мизес назвал «общим условием человеческого благосостояния». Там, где воздух не является избыточным, он может стать объектом действия, например, когда желателен прохладный воздух и теплый воздух преобразуется с помощью кондиционирования. Даже с абсурдно маловероятным приходом Эдема (или тем, что несколько лет назад в некоторых кругах считалось неизбежным «постдефицитным» миром), в котором все желания могли бы быть мгновенно удовлетворены, все равно оставалось бы хотя бы одно редкое средство: время индивида, каждая единица которого, если выделена на одну цель, неизбежно не выделяется на другую цель.
Это некоторые из непосредственных следствий аксиомы действия. Мы пришли к ним, выводя логические следствия из существующего факта человеческого действия, и, следовательно, вывели истинные заключения из истинной аксиомы. Помимо того факта, что эти заключения нельзя «проверить» историческими или статистическими методами, в этом нет необходимости, так как их истинность уже установлена. Исторический факт входит в эти заключения только для определения того, какая ветвь теории применима в каждом конкретном случае. Поэтому, для Крузо и Пятницы на их необитаемом острове праксиологическая теория денег имеет скорее академический интерес, чем практическую применимость. Более отношения между теорией и историей в праксиологической системе мы рассмотрим ниже...Читать далее...
Теперь настольную книгу волновиков "Волновой принцип Эллиотта" можно найти в бесплатном доступе здесь (если хотите помочь проекту, можете просто зарегистрироваться по ссылке)
И не забывайте подписываться на мой телеграм-канал и YouTube-канал
11-страничный отчет, который познакомит вас с базовыми волновыми моделями Эллиотта и покажет, как определять ключевые рыночные тенденции
Комментариев нет:
Отправить комментарий