вторник, 18 ноября 2025 г.

Случайное обвинение Гоббса против государства

https://ruh666.livejournal.com/1637187.html

Томас Гоббс часто рассматривается как один из интеллектуальных основоположников современного светского национального государства, согласно его книге «Левиафан», написанной в 1651 году. В работе Кревельда «Возвышение и упадок государства» (стр. 179; также цитируется Хоппе) утверждается:


Случайное обвинение Гоббса против государства

Гоббс заслуживает признания за изобретение «государства»... как абстрактной сущности, отдельной как от суверена (который, как говорят, «носитель» его), так и от управляемых, которые посредством договора между собой передали ему свои права... Суверен Гоббса был намного могущественнее, чем... любой западный правитель со времен поздней античности.

Хотя Гоббс, возможно, разделяет этот позор с Макиавелли, Боденом и другими, он был первым крупным западным мыслителем, систематически сформулировавшим и обосновавшим концепцию единой суверенной государственной власти, обладающей абсолютной властью на определённой территории. Гоббс, как никто другой, утверждал, что государство должно обладать монополией на принуждение и обеспечение безопасности на определённой географической территории. Более того, вместо того, чтобы апеллировать к божественному праву или традиции, Гоббс пытался обосновать своё государство, апеллируя к разуму и общественному договору. Гоббс перенёс фокус с личности правителя (короля) на структуру государства — «Левиафана» как корпоративного органа, представляющего всех граждан.

Нравится нам это или нет, концепция национального государства Гоббса на протяжении последних столетий была для современных людей парадигмой и контекстом, определяющим их отношение к государству. Даже не читая Гоббса, люди неосознанно повторяют его предположения, допущения, опасения и аргументы в пользу государства. Однако, применяя простую логику и используя собственные допущения Гоббса, мы видим, что предлагаемые Гоббсом решения ничего не решают.

Главный аргумент Гоббса в пользу государства

Гоббсовская модель предполагает, что потенциальная агрессия в человеческой природе создаёт возможности для регулярных межличностных конфликтов или войн, и что возникающая в результате этого неуверенность требует монополии на насилие/принуждение на определённой географической территории, предоставляемой централизованным политическим государством. Другими словами, из-за потенциальной возможности конфликта между людьми в «естественном состоянии» и из-за того, что это неуверенное состояние ограничивает прогресс, люди предоставляют все права и полномочия государственной элите, обладающей исключительным законным правом на насилие. Или, другими словами, поскольку отдельные люди наносят (или могут нанести) друг другу удары, и это делает их неуверенными, они передают все права и полномочия государству, которое может законно наносить удары всем в пределах своих границ, и которое держит людей в узде посредством угрозы насилия. По его собственным словам, Гоббс писал:

И поскольку состояние человека... есть состояние войны всех против всех; в этом случае каждый руководствуется своим собственным Разумом; и нет ничего, что он мог бы использовать, что не могло бы помочь ему сохранить свою жизнь от врагов; из этого следует, что в таком состоянии каждый человек имеет право на всё; даже на тело другого. И поэтому, пока существует это естественное право каждого человека на всё, ни один человек (каким бы сильным или мудрым он ни был) не может быть уверен в том, что проживёт отведённое природой время.

Хотя читатели этой страницы, вероятно, не испытывают симпатии к Гоббсу, следует отметить обоснованность некоторых его высказываний. В мире существует реальность межличностных конфликтов по отношению к другим людям, и не только из-за экономического дефицита. Этот конфликт или потенциальный конфликт обходится дорого и не только наносит ущерб экономическому росту, но и препятствует его возникновению. Гоббс признавал, что мир и взаимное сотрудничество являются основами процветания, зависящими от безопасности. Более того, люди могут сколько угодно выступать за философскую и правовую систему, которая следует естественному праву Ротбарда и правам собственности, но это потребует как индивидуально-культурного признания этих ценностей, так и силы для обеспечения соблюдения этих прав. Гоббс заключает:

Конечной причиной, целью или намерением людей (которые по природе любят свободу и господство над другими) при введении этих ограничений для себя (в которых, как мы видим, они живут в государствах) является предвидение их собственного сохранения и более удовлетворенной жизни в связи с этим; то есть избавления от того жалкого состояния войны, которое является необходимым следствием... естественных страстей людей, когда нет никакой видимой силы, которая держала бы их в страхе и привязывала бы их страхом наказания к исполнению их соглашений и соблюдению этих законов природы ...

Здесь, опять же, Гоббс демонстрирует некоторую проницательность. Описывая человеческую природу, он говорит, что люди от природы любят свободу и господство над другими – люди хотят контролировать других, не будучи контролируемыми другими. Это утверждение можно оспорить, более того, многие либертарианцы сказали бы, что это неверно или не обязательно верно как само по себе свойство человеческой природы. Однако, даже если это верно, это опровергает аргумент Гоббса, а не подтверждает его. Либертарианец может без смущения разделить это предположение с Гоббсом, хотя мы бы добавили, что это, конечно, не всегда так, и что люди, очевидно, могут сотрудничать, а не конфликтовать.

По словам Гоббса, «из этого следует, что пока люди живут без общей власти, держащей их всех в страхе, они находятся в состоянии, которое называется войной; и такой войной, которая ведется каждым человеком против каждого человека». Поэтому, следуя его рассуждениям, государство обеспечивает общую власть, чтобы «держать их всех в страхе», препятствуя межличностным преступлениям и конфликтам посредством страха перед наказанием со стороны государства.

Человеческая природа — ахиллесова пята Гоббса...Читать далее...


Теперь настольную книгу волновиков "Волновой принцип Эллиотта" можно найти в бесплатном доступе здесь


Биржа BingX - отличные условия торговли криптовалютой

И не забывайте подписываться на мой телеграм-каналBoosty и YouTube-канал

Комментариев нет:

Отправить комментарий