https://ruh666.livejournal.com/1566281.html
К июню 2025 года Боливия снова столкнулась с хорошо знакомым кризисом: бесконечные очереди за бензином, тянущиеся часами через крупные города, нормированное распределение дизельного топлива и цены на черном рынке, которые взлетели намного выше официального уровня. Правительственные чиновники называют это «временным дефицитом», вызванным логистическими задержками. Но боливийцы, стоящие в очереди по три часа под солнцем, знают лучше. Это не кризис транспорта, это кризис централизованного планирования.
Не смущаясь реальностью, правительство настаивает, что «мы приложили все усилия, и с понедельника, 26 мая, мы полностью отрегулируем поставки топлива». Несмотря на это, дефицит все еще очень ощутим после 26-го числа. Правительство винит всех, кроме себя — от «злых спекулянтов» до морских приливов. Но правда болезненно очевидна для любого, кто понимает основы экономики: когда цена товара устанавливается ниже рыночного уровня, а доступ регулируется политически, спрос превышает предложение. Результат? Искусственный дефицит, бюрократический хаос и страдания простых людей.
Бомба замедленного действия с субсидированием
Правительство Эво Моралеса национализировало углеводородный сектор Боливии в 2006 году Верховным указом 28701, восстановив почти полный контроль над газовой и нефтяной промышленностью страны. В течение многих лет государство покрывало свой растущий дефицит за счет экспорта природного газа — без проведения новых разведочных работ, без частных стимулов для поддержания эффективности отрасли и без долгосрочного планирования. Даже президент Арсе сказал следующее:
За 14 лет (правления Моралеса) в стране было пробурено не более четырех разведочных газовых скважин, и ни одна из них не оказалась успешной», — добавил он, добавив, что страна «пожирала свой газ».
И неудивительно, что в конечном итоге запасы природного газа, которые в течение многих лет подпитывали неустойчивые и неэффективные государственные расходы, иссякли.
Это подводит нас к проблеме субсидируемых цен. Боливия субсидирует топливо уже несколько десятилетий. Правительство импортирует очищенный бензин и дизельное топливо, продает их на внутреннем рынке по фиксированной низкой цене и поглощает разницу. Фактически, в официальной записке правительства отмечено, что в 2023 году они потратили около 2 млрд долларов США на субсидии на топливо.
Годами высокие объемы экспорта природного газа оплачивали эту политическую индульгенцию. Но теперь, когда деньги ушли, а природный газ иссяк, за последствия платят люди.
Правительство делает вид, что может вечно контролировать цены, но реальность имеет свойство наверстывать упущенное. Валютные резервы центрального банка почти истощены. Боливиано официально торгуется по 6,96 за доллар, но на черном рынке он уже подбирается к 17-20. Поскольку у правительства заканчиваются доллары для импорта топлива, дефицит усугубляется. Людвиг фон Мизес предупреждал:
Экономика не утверждает, что изолированное вмешательство правительства в цены только одного товара или нескольких товаров несправедливо, плохо или нецелесообразно. Она утверждает, что такое вмешательство приводит к результатам, противоречащим его цели, что оно ухудшает условия, а не улучшает их, с точки зрения правительства и тех, кто поддерживает его вмешательство.
Ценовые потолки и политическая трусость...Читать далее...
Теперь настольную книгу волновиков "Волновой принцип Эллиотта" можно найти в бесплатном доступе здесь
Биржа BingX - отличные условия торговли криптовалютой. Специальное предложение - эксклюзивная акция! Первые 50 пользователей получат ваучер на $40 с 5x плечом – отличный шанс протестировать трейдинг на одной из ведущих криптобирж!
И не забывайте подписываться на мой телеграм-канал, Boosty и YouTube-канал
Комментариев нет:
Отправить комментарий