Стремясь к рыночным преобразованиям в здравоохранении, важно обращать внимание на предложения, которые одновременно фундаментальны и менее масштабны, но представляют собой шаг в правильном направлении. К первой категории можно отнести радикальную дерегуляцию здравоохранения путём упразднения монополистических институтов, таких как Американская медицинская ассоциация (AMA) или Управление по контролю за продуктами и лекарствами (FDA). Ко второй категории относится сокращение или полное устранение мошенничества и расточительства в государственных программах Medicaid и Medicare. Однако, независимо от характера этих изменений, крайне важно понимать ключевые элементы рыночной системы здравоохранения, без которых её достижение будет невозможно.
Дерегулирование медицинских страховщиков
Страхование – это рыночный институт, не имеющий никакого отношения к государственным перераспределительным программам. Многие жалуются, что страховщики, вводя исключения и ограничения в страховом покрытии, ограничивают доступ к медицинской помощи наиболее нуждающимся. Но правда в том, что страхование как институт никогда не предназначалось для покрытия всех расходов. Это связано не со злой волей страховщиков, а со спецификой их бизнеса – расчётом рисков. Благодаря передовым методам расчёта рисков стало возможным охватить большее количество групп населения страховым покрытием. Стоит подчеркнуть, что без страхования мир не выглядел бы лучше, и людям пришлось бы бороться с неопределённостью и выделять больше ресурсов, а не меньше. Страхование делает неопределённость и часть реального мира более доступными для понимания, основанными на теории вероятностей.
Вопреки распространённым мифам, большая часть населения может быть застрахована, но это не означает, что все будут входить в одну большую группу застрахованных. Существуют меньшие или большие различия в состоянии здоровья между людьми, что определяет более высокие или низкие риски для здоровья. Это отражается на страховых взносах и объёме страхового покрытия. Ограничения и исключения не являются какими-либо препятствиями для права на медицинское обслуживание, а лишь полезными инструментами, с помощью которых страховщики могут формировать стабильные группы застрахованных.
Стоит также подчеркнуть важный момент: свобода — это также право на ограничения и исключения, или, другими словами: свобода не заключается в принуждении одних социальных групп иметь страховку и субсидировании других. К счастью, на рынке существует ряд других решений, которые дополняют институт медицинского страхования и одновременно в некоторой степени конкурируют с ним.
Прямые выплаты и конкуренция со стороны небольших медицинских учреждений
В рыночных условиях отсутствие медицинского страхования не означает явного отсутствия доступа к медицинскому обслуживанию. Вмешательство государства на рынке медицинского страхования не позволяет многим американцам поверить в то, что многие медицинские услуги можно оплатить из собственного кармана, не обанкротившись. Доля прямых платежей в США в 2021 году составляла 11% (в 1960 году — 48%). Однако стоит отметить, что эта цифра включает в себя страховые выплаты: франшизу, доплаты и сострахование. Между тем, прямые платежи без страхования чрезвычайно важны, позволяя потребителю оплачивать медицинские услуги без посредников. Это приводит к ряду положительных эффектов, таких как увеличение предложения и рост конкуренции между поставщиками.
Экономист Томас Соуэлл однажды сказал: «Заставить нас платить — это один из способов заставить нас думать». Хорошим примером, подтверждающим его слова, является рынок косметической хирургии. Как оказалось, этот рынок не страдает от ограничений предложения или высоких темпов роста цен, превышающих уровень инфляции. Интересные наблюдения приводит Марк Дж. Перри из Американского института предпринимательства, проанализировавший отчёт Американского общества эстетической пластической хирургии за 2016 год. Перри отметил несколько важных фактов, убедительно свидетельствующих о способности свободного рынка предоставлять потребителям необходимые товары и услуги:
В период с 1998 по 2016 год средний рост цен на 20 самых популярных процедур косметической хирургии составил 32 процента.
При этом цены на услуги здравоохранения за этот период выросли на 100,5%, цены на услуги больниц — на 176,6%, а индекс потребительских цен (ИПЦ) — на 47,2%.
Количество всех 20 процедур увеличилось с 2 104 674 в 1998 году до 8 588 625 в 2016 году.
Что касается 10 самых популярных методов лечения в 2016 году, ни один из них не увеличил свою цену с 1998 года более чем на 47,2%.
Экономисты Гудман, Масгрейв и Херрик в своей книге (стр. 138) указали на несколько причин этого:
Одна из причин — поведение пациентов. Когда пациенты платят своими деньгами, у них появляется стимул быть разумными потребителями. Вторая причина — предложение. По мере того, как всё больше людей нуждались в процедурах, всё больше хирургов стали их проводить… Третья причина — эффективность. Многие поставщики медицинских услуг располагают операционными прямо в своих кабинетах, что является более дешёвой альтернативой амбулаторным операциям в больнице… Четвёртая причина — появление продуктов-заменителей.
Другой пример — частная больница Surgery Center of Oklahoma (SCO). В рамках исследовательского гранта в Институте Мизеса (март-июнь 2025 года) мне посчастливилось взять интервью у одного из её основателей, доктора Кейта Смита.
Доктор Смит не хотел привлекать свое учреждение для управления государственными программами или полагаться на партнерские отношения с частными страховщиками, так как он слишком хорошо понимал институциональные недостатки таких соглашений. Вместо этого он сделал ставку на беспрецедентное решение предлагать медицинские услуги только через прямую оплату. Может показаться, что такая бизнес-модель не имеет шансов против предложений страховщиков. Однако реальность доказала правоту доктора Смита, поскольку его идеи сделали предлагаемые медицинские услуги лучше, а не хуже. Первым серьезным изменением стало отображение цен на отдельные медицинские услуги. Благодаря этому простому изменению потребители получили информацию о конкретных услугах и их ценах. Примечательно, что за всю свою историю (с 1997 года) SCO повысила цены примерно на 12 процентов только один раз (в 2021 году)...Читать далее...
Теперь настольную книгу волновиков "Волновой принцип Эллиотта" можно найти в бесплатном доступе здесь
Биржа BingX - отличные условия торговли криптовалютой. Эксклюзивная акция специально для вас 30.07-11.08. Первые 50 пользователей получат ваучер на $40 с 5x плечом – отличный шанс протестировать трейдинг на одной из ведущих криптобирж!
И не забывайте подписываться на мой телеграм-канал, Boosty и YouTube-канал
Комментариев нет:
Отправить комментарий